О Пасхе

Пасха — христианский праздник, отмечаемый весной во имя Воскресения Христова. Христианская Пасха празднуется после еврейского праздника Песах.

Праздник Песах посвящен чудесному освобождению из рабства, продолжавшегося 210 лет, и исходу из Египта.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников — собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы — из магического ритуала защиты стад

В современной литературе на иврите Песах принято называть хаг ха-авив (`праздник весны`) .

Подготовка к празднику начинается сразу же после праздника Пурим (*тут предлагаю вспомнить его русский аналог – МАСЛЕНИЦУ, весёлый праздник с блинами-пирожками), эти два праздника разделяет один месяц. А за это время надо успеть убрать и вымыть дом, очистить все уголки от «квасного», т.е. всего того, что считается запрещенным. В основном это зерновые и продукты из них, а также уксус, пиво, водка, содержащие продукты брожения и дрожжи.
Кроме обычных праздничных блюд на пасхальном столе обязательно должны быть: красное вино или виноградный сок, блюдо с горькими травами, отварным картофелем, кусочком жареного, крутое яйцо, смесь протертых яблок с вином и орехами, тертый хрен. Перед «ведущим» кладут три мацы, прикрытые красочно-расшитой салфеткой, ставят блюдце с соленой водой. Бокалов всегда ставят на один больше – «лишний» бокал для Ильи пророка.

О Христианской Пасхе

Символом Пасхи ( “Праздника желтого цвета”, как его еще называют в Европе) давным-давно стало яйцо. Почему? (*зы, вопрос почти риторический и ответ следует через пару абзацев)

С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, — иными словами, перехода из небытия в бытие.

Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа — небо, плева — облака, белок — вода, а желток — земля.

Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любуется восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и природы и людей в возродившейся жизни. В средней полосе России дети поют песенку, обращенную к солнцу: Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, красное, нарядись и т.д.

Лингвистическое отступление: ««…ПОЗА ЛУНЫ, что можно понять как ФАЗА ЛУНЫ. Между прочим, русским словам, начинающимся на звук П в иностранных языках соответствует звук Ф, образовавшийся из придыхательного П – ПХ. Но мы и так знаем по английскому и немецкому языкам, что звук «ph» обозначает Ф. При «акающем» произношении слово ПОЗА начинает произноситься как ФАЗА».
Превосходная этимология слова ФАЗА = русское слово ПОЗА.
Сразу становятся понятными, т.е. мотивированными такие слова: ПОЗАИМСТВОВАТЬ = ПОЗА ИМЕТЬ (ОБЛАДАТЬ), ПОЗИЦИЯ = ПОЗА, ПОЗИРОВАТЬ = ПРИНЯТЬ ПОЗУ, ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ = ЗАНИМАТЬ ПОЗУ, ФАЗА Луны – ЕЕ ТЕКУЩИЙ (МЕНЯЮЩИЙСЯ) ВИД или ПОЗА.»

фаска

фаска и фасех

Далее следует сказать о том, почему ФАЗУ назначили именно на Весну.
Историю решения человечеством задачи исчисления времени разбиралась подробно и неоднократно, в том числе и на этом форуме. Календарь развивался от Лунного и далее привязываясь к Солнцу и Тропическому году.
Решение же пригвоздить Фазу ко дню весеннего равноденствия – из разряда очевидных, т.к. в это время быстрее всего меняется соотношение Дня и Ночи – эту Фазу удобнее всего определять-нащупывать.
Поначалу была пригвождена Фаза лунная «иудейская», ну а затем настала пора то же самое сделать и с Солнцем в Кресте
в юлианской системе отсчета времени.
Можно также вспомним и о т.н. осенней «малой пасхе» — на противоположной стороне Круга.

Кстати, опять встречаем славянскую этимологию в астролог/номии КОЛЕнДАРь. Словари с обычными ужимками пытаются объяснить наличие К в этом «латинском» слове, однако получается это у них совершенно не убедительно. Очевидно, что календарь — от славянского КОЛО.

Далее, на Никейском Соборе Пасха Хрестова логично привязали к Пасхе иудейской, и конечно же назначили на седьмой день недели, который назвали воскресенье.
В связи с этим, хочется поделиться соображением об этимологии «еврейской» СУББОТЫ, следующей за нумерованными ПН-ВТ-СР-ЧТ-ПТ.
Можно с большой уверенностью высказать догадку что тут не обошлось без хорошо известного всем слова САВАН. Вспоминается также и САВАоф.

Реплика: Пасха-Песах-Песок «освобождению из рабства, продолжавшегося 210 лет» — строительство пирамиды. Пирамиды они на песке, в песке и посреди песка — отсюда из песка и выходит Пасха (иудейская). И в детстве мы все лепили «куличи» и «пасхи» из песка и в том числе пирамидальной формы.

Мнение. Первый месяц Ниппурского календаря примерно соответст¬вует марту-апрелю (21.III—20.IV), и его начало совпадает с весен¬ним равноденствием. В это время у многих народов мира начина¬ется праздник проводов старого года. Хорошо известны новогод¬ние ритуалы вавилонян и хеттов, сопровождавшиеся рецитацией мифов о победе молодого бога (бога Грозы, Мардука) над преста¬релыми божествами Хаоса (змеем Иллуянкой, чудовищем Тиа¬мат). Вавилоняне и евреи праздновали nisan(u) (от шумерского nesag «жертва»), на 14-й день которого приносились богу первые плоды и первые ягнята (белой шерсти), что, скорее всего, заме¬няло человеческие жертвы’. У славянских племен к весеннему равноденствию близок праздник Масленицы — действо, связан¬ное одновременно с концом старого года и началом нового, глав¬ным событием которого было сожжение большого соломенного чучела и коллективная трапеза. В. Я. Пропп пишет о различных толкованиях обряда: «Е. В. Аничков… в масленичном чучеле ви¬дел олицетворение смерти. Масленица есть „воплощение зимнего периода с его нечистью»». Теория, что чучело масленицы олице¬творяет собой смерть, близка к очистительным теориям, сводя¬щим масленицу к воплощению не только смерти, но и чумы или вообще болезней, которые изгоняются, чтобы обеспечить челове¬ку здоровье. Вс. Миллер рассматривал ее как олицетворение ста¬рого года, который убивают перед наступлением нового» (Пропп, 1963, 74). Что же касается насыщения, то обильность угощений связана с жертвами умершим предкам и разделением с ними тра¬пезы. У И. П. Сахарова читаем: «В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают: „Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок»» (Сахаров, 1990, 128). Из этнографиче¬ской литературы известны случаи принесения в жертву стариков и старых вещей для поддержания силы и энергии нарождающего¬ся временного цикла. Поэтому в масленичном ритуале сошлись сразу два представления — о младенческой слабости Нового года, жизнь которого нужно постоянно поддерживать горящей вето¬шью (будь то вещи или люди), и о совместной трапезе с отцами, насыщающей Подземный мир и дающей силы земле.
Еще один замечательный масленичный обряд — «игра в ца¬ря» — преследовался в России как языческий. Крестьяне выбира¬ли из своей среды мужика, которого рядили в одежды, напоми¬нающие царские, и после этого поклонялись ему (тексты с опи¬санием вариантов обряда см. Успенский, 1996, I 152—153).
Исходя из сказанного выше, мы полагаем ритуально-кален¬дарным смыслом первого ниппурского месяца уничтожение пре¬старелого царя и старых культовых построек и избрание нового, молодого правителя Страны с последующим обновлением святилищ.

По материалам форума

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.