Классическая астрология построена на умозаключениях арабских и греческих философов. Известна от Аристотеля основополагающая последовательность четырех основных элементов:
Огонь, Земля, Вода, Воздух.
Каждый обладая двумя качествами тепло/холод и влага/сухость таким образом, что каждый элемент имея два специфических качества, из которых первое присуще ему и неотделим от него, а другое, как среднее между двумя, подходит к следующему элементу:
так огонь — тепел и сух, земля — суха и холодна, вода — холодна и влажна, воздух — влажен и тепел.
Возникает вопрос, если элементы так переходят один в другой, то почему знаки Зодиака расположены в порядке — огонь — земля — воздух — вода? (Овен (огненный знак) — Телец (земной знак) — Близнец (воздушный знак) — Рак (водный знак) — Лев (огненный) и так далее, заканчивается круг Рыбами (водный знак))
Наткнулась в книге Ф.Йейтс «Искусство Памяти», стр.315 на фразу:
В Печати «Цепь» указывается, что память должна переходить от предшествующего предмета к последующему подобно звеньям цепи. Это очень похоже на связность идей «аристотелизированных» правил запоминания. Но у Бруно звенья цепи — это знаки зодиака, следующие один за другим; он отсылает читателя к тому, что сказано об этом в «Тенях», цитируя оттуда латинское стихотворение, раскрывающее тайну следования зодиакальных знаков.
Долго искала, что же за латинское стихотворение «раскрывающее тайну». Оказалось, ничего оно не раскрывает, а просто является стихом для запоминания последовательности знаков:
Вождь стада (Овен. – Л.Т.) поднятый во гнев
И в двойственные копыта царя стада с яростью на лице поражает.
Затем Телец, каратель, лишенный ума, приблизившись,
Устремляется на братьев Близнецов нетерпеливым ударом.
Единокровных юношей тотчас волны
Поглощают. Рак на росистые луга устремляется.
Ползущий боком влаг питомец Рак,
[На] морду мохнатого Льва случайно попадает.
Оттуда возбужденный Лев поднимается в длинногривых плечах,
Где нерешительная Дева замечена стремительным зверем.
К ней устремляется: та бежит, обезумев от стремительного движения,
Устремляется к мужу, держащему персидскую чашу весов.
Пылает он, но пока страстными объятиями [она] к нему льнет,
Извивающегося Червя (Скорпиона. – Л.Т.) изогнутое жало [ее] поражает.
Страшащаяся гибели, пока прибегает к медицинским искусствам,
Чувствует, что сзади подошел муж Стрелец.
Который, пораженный тем, что только что была обесчещена дева, которой [в этом] верит,
Поэтому дротиком нападает на этого Козерога, и вот – раны.
Поскольку первый удар меча несправедливо поражающий ясно чувствует,
Убегает, низвергающийся, в быстрые воды:
Так неудачливый козел, из пучины вод извлеченный,
В качестве непривычной еды подается в окружении Рыб.
(перевод Л.И Титлин)
Это стихотворение из работы Джордано Бруно «О тенях идей» (de Umbris Idearum , Основоположение 13. читать — https://vk.com/wall-161361991_1036 — русский перевод, или http://www.esotericarchives.com/bruno/trigint.htm#chap3 (как раз описание 3-ей печати «Цепь», на латинском языке, там есть это стихотворение, и там ссылка на «Тени» — http://www.esotericarchives.com/bruno/umbris.htm#intent13) или отсканированная книга в ГуглБукс https://books.google.ru/books?id=WmZZAAAAcAAJ&dq=editions%3AHARVARDHNUIVN&hl=ru&source=gbs_book_other_versions — лист 37-38)
Dux gregis armenti primum sublatus in iram
In geminosque pedes impete fronte ferit.
Vindex mente vacans hinc Taurus concitus, ictu
Irruit in fratres impatiens Geminos.
Germanos invenes affines protinus undae
Excipiunt: Cancer resida prata petit.
Repens obliquo lympharum cancer alumnus
Villosi vultum forte Leonis adit.
Percitus inde Leo crinitos surgit in armos:
Unde vagans rapidae visa puella forae est.
Hanc petit, illa fugit, quae gressu insana fugaci
Librantem incurrit persica lance virum.
Aestuat hic: cupidis quem dum cemplexibus haeret,
Attriti Vermis cuspis adunca ferit.
Formidans letum medicas dum currit ad artes,
Pone Sagittiferum sentit adesse virum.
Qui modo stuprata quam credit Virgine laesus,
Quo petit hunc iaculo, vulnerat ecce Caprum.
Ut primum intrusum ferrum persensit inique,
Effugit in rapidas praecipitosus Aquas.
Sic caper infelix a gurgite tractus aquarum
Insueta inclusis Piscibus esca datur.
стихотворении, где понимается, что Овен действует в Тельце, а это движение в разного рода действии действует в Близнецах. И оттуда различные движения и последующие действия были перенесены в Рак. и так далее в других: пусть это произойдет с точки зрения одного, мы сговоримся с появлением другого вскоре и непосредственно после этого. (carmine, vbi cum intelligatur Aries agere in Taurum, huncque motum diuerso actionis genere, agere in Geminos. Et inde moti varia, consequentíque actione deferantur in Cancrum. similitérque deinceps in aliis: eueniet vt ex intuitu vnius, alterius mox inmediatéque consequentis occursum collucremur.)
Чуда не случилось, Фрэнсис Йейтс тайну не раскрыла… а жаль -)
Возможно, круг составлен таким образом, чтобы противоположные пары знаков имели одинаковое качество другого рода: ведь некоторые из них весомы — как земля и вода, а другие легки, как воздух и огонь. Первые стоики называют пассивными, вторые — активными. Таким образом, круг построен: Овен — напротив Весы, то есть пара Огонь-Воздух — активная пара, далее — Телец — Скорпион, т.е. Земля — Вода — пассивная пара, затем Близнецы — Стрелец, т.е. Воздух — Огонь, активная пара, потом Рак — Козерог, т.е. Вода — Земля — пассивная пара, далее Лев — Водолей, т.е. Огонь — Воздух, активная пара, и наконец Дева — Рыбы, т.е. Земля — Вода, пассивная пара. Три активные пары и три пассивные, при этом две пары активная и пассивная — кардинальные, две — фиксированные и две мутабельные (например, активные Близнецы-Стрелец и пассивные Дева-Рыбы).
И если элементы связаны друг с другом круговым движением, то знаки, состоящие из них — движением по восьмерке.